История Быковского пруда (Раменский район)
История Быковского пруда
В этом году нашему Быковскому пруду исполняется 125 лет.
История пруда очень подробно описана в книге Татьяны Федоровой-Синеоковой «Окрест Москвы. УдЪельное. Oudelnoye./ Авиационный Печатный двор. 2005.
23 ноября 1894 года межевщик третьего разряда Куликов написал рапорт в Управление Московского Удельного Округа: «Имею честь донести Управляющему Удельным Округом, что по смете мне было поручено произвести в Мячковской даче близ ст. Быково Московско-Казанской железной дороги 3-го Юровского имения нивелирование местности, окружающей проектируемый пруд; произведя при этом поперечное нивелирование, я нашел место ниже проектируемого пруда на 1,5 аршина, где вода стоит на ¼ аршина и куда бывает сток весенних вод из окрестной местности. В этом месте я проектировал пруд, придав ему форму шестиугольника. Потом, согласно желания Управляющего 3-им Юровским имением г. Кривенко я произвел в 19 местах шурфовку для определения земли на глаз 2,5-3,5 аршина причем оказалось, что верхний слой почвы (от ¼ до 1 аршина) состоит из торфа, далее идет песок синеватого цвета, который на глубине 2 ¼- 3 аршина делается плотным.
Так как исследование на вышеуказанной вынутой глубине грунта земли очень важно для вырытия пруда, то имею честь донести Управлению Удельного Округа, что мое исследование нуждается в проверке и дополнении более компетентным по этому делу лицом».
Надо отметить, что сам Управляющий направлял ходатайство в Управление Московского Удельного Округа 3 марта 1895 года. Он пишет «Я с 1891 года ходатайствовал о вырытии хотя бы небольшого пруда … Н.И. Ильин и крестьяне Вереи конкурируют с Уделом в сдаче участков под постройку дач, приступили к осени к рытью двух прудов. Эта мера может легко отвлечь новых арендаторов.
…Вместе с тем, необходимо распоряжение о напечатании в газетах объявления о сдаче в аренду по выстройку дач по линии Московско-Казанской железной дороги между Малаховкой и ст. Быково при Удельной платформе участков лесного пространства».
Предписанием Главного Управления Уделов от 21 февраля 1895 года за № 2136 устройство пруда было разрешено. Этим занимался инженер-гидравлик Зимин и привлеченный специально инженер Фортунатов. Техническая контора «Нептун» товарищества инженеров Н.П. Зимина и К.П. Карельских располагалось в Москве на Разгуляе в доме В.Н. Зиминой. Инженер В. Кравцов 30 мая 1895 года пишет Александру Александровичу Кузьмину-Караваеву о том, что осмотр местности будет произведен техником товарищества 01 июня 1895 года. Затем осмотр местности произвел инженер путей сообщения И.Ф. Фортунатов. С октября 1895 года проводились расчеты по оценке предстоящих работ. «Если задаться глубиной 0,75 сажени как при чистке Царицынских и Измайловских прудов, то при площади пруда 5500 кв. саженей стоимость работ составит 11500 руб.», читаем мы в одном из архивных документов. В июле 1895 г. была составлена ведомость описания почвы.
Управляющий Московским Удельным Округом Вельяминов, 18 ноября 1895 года пишет рапорт следующего содержания: «Дачные участки при полустанции Удельная и станции Быково Московско-Казанской железной дороги располагаются по обе стороны линии железной дороги между Малаховским прудом и рекой Македоновкой с одной стороны и станцией Быково с другой стороны. Всего в настоящее время нарезано 139 участков, из коих под постройку дач сдано 103 участка с окладом 2604 рубля 92 копейки или в среднем свыше 24 рублей за десятину. Наибольшим спросом пользуются участки западной группы прилегающие к Малаховскому пруду и реке Македоновке, по направлению к которой до границ с крестьянской землей нарезана уже 3-я линия участков.
В совершенно других условиях находятся участки восточной группы, которые не только снимаются даже и за пониженную цену, что обьясняется как отсутствием на них леса, так главным образом удалением их почти на 2 версты от воды (Малаховского пруда). Для устранения этого важного неудобства, препятствующего дальнейшему развитию здесь дачной жизни, а также и для того чтобы иметь возможность эксплуатации под дачи прилегающих к линии участков южной части 5 и 6 квартала Мячковской дачи, необходимо устроить пруд среди дачных участков близ станции Быково. …надзор предпочитаю возложить на состоящего при Управлении Округа архитектора г. Терского».
В ноябре 1895 года изыскательские работы были закончены. Отмечалось, что в данной местности земляные работы надо вести осторожно так как в большом количестве имеются плывуны.
В июне 1896 года подрядчиком земляных и прочих работ является Андрей Васильевич Кутасов, проживающий в Москве, в Красносельском переулке в доме Самойлова. Следил за работами заведующий обводнеием и орошением Удельных земель надворный советник Раунер. Но, по всей видимости, не все шло гладко.
В газете «Ведомости Московской городской полиции» в № 20 от 22 января 1897 года (среда) было помещено следующее объявление: «1 февраля 1897 в Управвлении Московского Удельного Округа будут производиться торги на сдачу подряда по устройству пруда на удельной земле при станции Быково Московско-Казанской железной дороги.
Желающие торговаться приглашаются прибыть вышеозначенного числа в Управление Округа (Пречистенский бульвар, собственный дом) к 12 часам дня, с денежными залогами. Видеть смету работ, чертежи и кондиции и получить объяснения по этому делу можно в Управлении Округа в присутственные дни от 12 до 2-х часов».
Подряд по копке пруда 8 марта 1897 года взял крестьянин Владимирской губернии с. Бабаева Петр Павлов Доронин. В том же 1897 году работы были завершены. 13 декабря 1901 года было принято решение о расширении пруда. В этих работах принимал участие классный художник архитектуры В.В. Шейман. В 1913 году были произведены работы по устройству пешеходного моста.
Прошли годы. Давно нет тех людей, которые принимали участие в создании «нашего» пруда и очень уютных поселков Быково и Удельная.
Сегодня пруд находится не в лучшем состоянии, но история пруда продолжается. Какая? Это зависит от нас!
Все материалы для статьи предоставил М. Бражников